Модуль 2

Планирование учебного проекта

Мы можем предвидеть только то, что конструируем сами.
Людвиг Витгенштейн

Знание может быть только у того, у кого есть вопросы.
Генри Форд

Вопросы модуля

  1. Как вопросы, направляющие проект, помогают поддержать обучение моих учеников?
  2. Как планировать текущее формирующее оценивание школьников в личностно-ориентированном обучении?

Результаты:

Создание публикации для представления своего проекта;

Расписание модуля:

  1. Согласование темы проекта с государственными образовательными стандартами.
  2. Разработка направляющих вопросов учебного проекта.
  3. Знакомство с различными методами оценивания
  4. Разработка вводной презентации учителя.
  5. Рефлексия результатов изучения модуля.

СОГЛАСОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

В условиях личностно-ориентированного обучения при использовании метода проектов через продукты проектной деятельности или саму деятельность учащиеся показывают, что их знания соответствуют стандартам.


Первый шаг в создании проекта — это анализ и выбор стандартов, которым 

после выполнения проекта должны будут соответствовать знания учеников. Уже из этих стандартов вы выберете тему учебного проекта, разработаете дидактические цели и личностно значимые для учащихся вопросы. На этом занятии вы создадите примерный список возможных тем учебных проектов и дидактических целей, основанных на образовательных стандартах.

Задание 1
  1. Проанализируйте государственные стандарты и программы, определите компетентности, знания и умения, которые необходимо развивать и формировать, а затем оценить в ходе реализации учебного проекта.
  2. Проведите корректировку темы проекта и его целей
  3. Создайте визитную карточку проекта в папке unit_plan своего портфолио. Шаблон визитной карточки проекта предложен Введении. 
  4. Заполнить визитную карточку до пункта Учебные цели и ожидаемые результаты обучение учеников включительно.
  5. Заполните маршрут успеваемости (не забывайте заполнять данный маршрут после каждого выполненного задания).
Задание 2


На основе анализа образовательных стандартов, выбранных в Задании 1, создайте первоначальный список дидактических целей для проекта. Они должны отражать то, что ваши ученики должны понимать и могут продемонстрировать.

Необходимо четко сформулировать цели, которые можно будет использовать для контроля знаний, а не перечислить основные отражаемые в проекте концепции.

Например
вместо "ученики будут разрабатывать мультимедийные презентации" определить результат "учащиеся разработают убедительные презентации для конкретной аудитории";

вместо "умения пользоваться браузером для поиска информации" определить "умение проводить поиск в сети Интернет с критической оценкой ресурсов, необходимых для обучения";

Алгоритм для выполнения задания
  1. Исходя из выбранных образовательных стандартов и личных ожиданий, подумайте, что ваши ученики должны будут знать, делать и понимать после выполнения проекта. При работе над дидактическими целями просмотрите список умений и качеств человека XXI века, которые тоже необходимо учесть.
  2. Свои идеи перенесите в визитную карточку проекта.
  3. Скорректируйте цели и задачи, чтобы согласовать их с мыслительными умениями высокого уровня и умениями XXI века.
  4. Заполните маршрут успеваемости



РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЯЮЩИХ ВОПРОСОВ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Триада направляющих вопросов — очень важный элемент планирования учебного проекта, выполняемого в основном курсе программы. Они помогают ориентировать проекты на важнейшие цели обучения, на освоение содержания образовательных стандартов, развивать и использовать мыслительные умения высокого уровня, полностью использовать ведущие основополагающие концепции и предлагают структуру для организации образовательной информации. Триада направляющих вопросов состоит из основополагающих вопросов, вопросов учебной темы и учебных вопросов.




Примеры формирования проблемных вопросов.


Формулирование качественных направляющих вопросов требует много времени и практики. Написать направляющие вопросы нелегко, обычно приходится много раз пересматривать и перерабатывать их.
Некоторые учителя считают, что легче начать с «большой идеи», написать основополагающий вопрос, а потом работать над проблемными вопросами учебной темы и учебными вопросами.
Другие педагоги сначала определяют учебную тему для изучения, а потом смотрят, как конкретный учебный материал подходит под «большую идею» и основополагающий вопрос.

Рекомендации по созданию основополагающих вопросов
  • Подумайте о своем предмете как целом. Зачем он вашим ученикам? Почему его важно изучать? Почему школьникам должно быть интересно его изучать? В чем ценность изучения?
  • Какую «большую идею» вы хотите раскрыть? Что ваши ученики будут помнить через пять лет?
  • Какие «большие идеи» из образовательных стандартов помогут вам начать работу?
  • Как можно сделать содержание вашей учебной темы личностно значимым для школьников?
  • Сначала сформулируйте вопросы на «взрослом» языке, чтобы уловить основной смысл, а потом перепишите вопросы на языке, более понятном ученикам.
  • Поменьше беспокойтесь о технике и языке написания. Сфокусируйтесь на методе «мозгового штурма».
  • Держитесь в стороне от вопросов, касающихся определений или понимания простейших процессов.

Рекомендации по составлению проблемных вопросов учебной темы
  • Какое значение имеет содержание этой учебной темы? Почему школьникам должно быть интересно изучать ее? В чем ценность изучаемого?
  • Что ученики должны усвоить из этой учебной темы? Какую «большую» идею вы хотите раскрыть в этой теме? Что лежит в центре понимания этой темы?
  • Какие вопросы задавали школьники, уже изучавшие эту тему? Что их заинтересовало?
  • Что ученики должны будут потом делать с содержанием темы? Как школьники будут устанавливать связи, расширять и делать заключения на основе изученного материала?
  • В какой момент изучения темы школьники будут в состоянии задать важнейшие вопросы и ответить на них?
Рекомендации по составлению учебных вопросов
  • На какие важные тестовые вопросы должны будут ответить школьники после изучения темы?
  • Посмотрите на образовательные стандарты. Обычно некоторые вопросы по содержанию присутствуют непосредственно в стандартах и учебных программах.
Пример стандарта: указать институты, лежащие в основе любого общества, включая правительство, институты экономики, образования и религии.
Учебный вопрос: какие институты лежат в основе любого общества?
  • Убедитесь, что вопросы достаточно кратки. Они должны иметь один правильный ответ или небольшое ограниченное число бесспорных правильных ответов. Рассмотрите также вопросы, связанные с определениями и процессами, например:
    • Что такое круговорот воды?
    • Как билль становится законом?
  • На какие учебные вопросы, основанные на фактах, школьники должны ответить, и что должны понять, чтобы иметь возможность ответить на вопросы темы?



Задание 3 Составление собственных вопросов.

  1. Исходя из предложенных рекомендаций попробуйте составить свои основополагающие вопросы к теме.
  2. Просмотрите вопросы своих коллег и по необходимости прокомментируйте с аргументацией (на сколько они соответствуют требованиям).
  3. Заполните маршрут успеваемости


ЗНАКОМСТВО С РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ ОЦЕНИВАНИЯ

Сегодня важной целью оценивания в классе является совершенствование процесса обучения и развитие педагогического процесса. Оценивание — это не единичное событие, а скорее постоянный процесс, имеющий место в ходе реализации проекта.
Текущее оценивание лежит в центре обучения, основанного на проектной деятельности, и предоставляет возможность учащимся показать их знания различными способами. Оценивание становится средством развития и совершенствования, а не тестированием умственных способностей или же аккумулирования фактов. Оценивание, включенное в учебную тему, позволяет получать больше информации о потребностях учеников и корректировать процесс обучения для повышения их успеваемости.

В хорошие проекты оценивание закладывается с самого начала. Это означает, что при разработке проекта ставятся цели выполнения требований образовательных стандартов и определяется, что должны знать и уметь учащиеся, а затем — каким образом оценивать понимание учащимися того или иного вопроса. Все эти факторы рассматриваются до разработки мероприятий по проекту. Такой проверенный наукой и практикой подход к структуре учебного процесса помогает проекту не отходить от целей обучения.


Оценивание в учебных проектах должно быть спланировано таким образом, чтобы:

  • использовались различные методы и средства оценивания;
  • оценивание использовалось в процессе всего периода обучения;
  • оценивались важные задачи учебной темы;
  • учащиеся вовлекались в процессы оценивания.

Чтобы вовлечь учащихся в процесс оценивания, вы должны предоставить им:
  • информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности (готовится заранее);
  • модели и руководства по выполнению работы высокого качества;
  • возможность наблюдать за собственным прогрессом;
  • методы выработки конструктивных отзывов в адрес одноклассников и методы учета их отзывов для улучшения своей работы;
  • время для размышлений и улучшения продуктов проектной деятельности;
  • поддержку в определении новых целей для будущего учения.


В ходе изучения темы учителя регулярно собирают информацию о том, что и как изучают школьники. Они выслушивают обсуждения в малых группах, наблюдают за учениками, вовлеченными в структурированные и неструктурированные мероприятия. Такое постоянное текущее оценивание, которое происходит и до, и в ходе изучения учебной темы, называется формирующим оцениванием. Учителя используют результаты данного оценивания для внесения изменений в педагогический процесс и «сохранения» внимания учеников на выполнении целей и задач проекта. Если учителя регулярно привлекают учащихся к сбору и изучению такой информации, они способны помочь ученикам стать уверенны ми и успешными.
Итоговое оценивание, которое проводится в конце изучения темы или по завершению проекта, может представить полезную информацию, если учителя и ученики проведут анализ оценивания. Учителя могут определить слабые стороны, чтобы более глубоко рассмотреть сложные вопросы при изучении последующих тем с другими группами. Ученики могут выявить проблемные вопросы и определить цели для последующего изучения.

Подробная информация об оценивании

План оценивания обеспечивает направленность проекта на цели обучения. План должен быть разработан до определения проектных мероприятий и конкретных задач. Поскольку проектная деятельность позволяет индивидуализировать обучение, стратегии оценивания должны быть достаточно открытыми, чтобы охватить весь объем работы учащихся, который, тем не менее, сфокусирован на ожидаемые результаты. План оценивания содержит методы и средства, выбор которых определяют четкие ожидания, критерии качества «продуктов» проекта и видов деятельности в проекте. Он также определяет «контрольные точки» мониторинга проекта и стратегии для информирования учителя и поддержания внимания учеников на целях и результатах учебного проекта. План должен вовлекать учеников в деятельность по постановке целей, анализу и управлению процессом обучения во время проведения учебного проекта и саморефлексии после его завершения.

Раздел План оценивания в визитной карточке проекта может состоять из краткого описания и графика оценивания. График — хороший способ представить процесс оценивания визуально в ходе изучения темы и может быть хорошим подспорьем при разработке плана.


Следующий образец графика оценивания — это пример того, как можно графически
структурировать план оценивания.




Задание 4

  1. Разработайте примерный График оценивания
  2. Откройте визитную карточку проекта и занесите свои идеи в раздел График оценивания. (это  первоначальные идеи оценивания, в дальнейшем Вы сможете скорректировать свой график)
  3. Заполните маршрут успеваемости.
РАЗРАБОТКА ВВОДНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ

Вводная презентация направленна на выявление уровня предварительных представлений и опыта учащихся по теме учебного проекта до начала ее изучения. Вы также можете познакомить учеников с направляющими вопросами, чтобы понять, что они по этому поводу думают. Информацию, полученную через такое оценивание, можно использовать для усовершенствования проекта или для корректировки организации учебного процесса.

Мультимедийная презентация и дискуссия могут быть эффективным средством выявления интересов и опыта учащихся, а также проверкой понимания, обменом мнениями с учениками по поводу их прогресса и выяснения ожиданий от проекта. Разработайте способы использования мультимедийной презентации для оценки предварительных знаний учеников.

Примерное содержание презентации
  1. Представление основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
  2. Необходимая информация по предварительным знаниям и умениям
  3. Развитие умений и качеств человека XXI века
  4. Другие темы для обсуждения
Задание 5.


  1. Создайте вводную презентацию проекта
  2. Разместите ее в своей сетевой папке assessment.
  3. Предоставьте сетевой доступ к презентации и отправьте в форму для совместного просмотра и обсуждения. Вводные презентации.

Справка по PowerPoint
Самоучитель по  PowerPoint
Предоставление доступа (справка).


РЕФЛЕКСИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ

Задание 6.

  1. Создайте свой блог для поддержки проекта.
  2. Создайте сообщение в своем блоге в виде ответа на вопросы.
    • Как вопросы, определяющие содержание, помогают поддерживать обучение?
    • Как планировать текущее личностно8ориентированное оценивание?
    • Подумайте, как полученные знания отразятся на вашем преподавании и на обучении ваших учеников. Запишите свои мысли, ключевые идеи и вопросы.
  3. Ссылку на блог оставьте здесь.
 БЛОГИ
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий